МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧАСТНЫЙ  ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ

И  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Инструкция  по  работе  в  сдо  для  преподавателей

Выберите интересующий вас пункт инструкции из списка, представленного ниже:


1.    Регистрация и вход в систему
2.    Восстановление пароля
3.    Настройка электронного курса по дисциплине
4.    Редактирование настроек элементов курса
   4.1.    Редактирование настроек элемента курса «Лекция»
   4.2.    Редактирование настроек элемента курса «Тест»
   4.3.    Редактирование настроек элемента курса «Задание»
   4.4.    Редактирование настроек элемента курса «Семинар»
5.    Работа с оценками и электронным журналом оценок
   5.1.    Вид просмотра «Отчет по оценкам»
   5.2.    Вид просмотра «Обзорный отчет»
   5.3.    Вид просмотра «Одиночный вид»
   5.4.    Вид просмотра «Отчет по пользователю»
6.    Экспорт оценок из электронного журнала в файл
7.    Резервное копирование, восстановление и очистка курса
8.    Запись студентов на курс
9.    Обратная связь со студентами


1. Регистрация и вход в систему

Для начала работы в системе дистанционного обучения (СДО) необходима РЕГИСТРАЦИЯ. Как правило, регистрация студенческой группы проводится централизованно. Список студентов вводится в СДО администратором СДО с назначением логинов и паролей для каждого пользователя. Чтобы получить свои логин и пароль, необходимо связаться с администратором СДО Голубевым Евгением Владимировичем любым из удобных для вас способов:

  • позвонить по телефону +375 44 777 99 33;
  • написать письмо на электронный адрес: ego_live@mail.ru;
  • получить логин и пароль лично, посетив кабинет №205 в здании института (второй этаж).

После получения логина и пароля необходимо войти в СДО. Для этого, находясь на данном сайте, кликните по кнопке, «Войти в систему дистанционного обучения» (рис. 1) расположенной в правом верхнем углу сайта. В СДО можно войти с любой из страниц официального сайта института, выбрав в меню пункт «Образование / Дистанционное обучение», либо напрямую, набрав в адресной строке браузера адрес ссылки: http://moodle.imb.by

Для входа в систему выполните следующие операции:

1. Кликните по ссылке (Вход) в правом верхнем углу страницы (рис. 1.2).


Рис. 1.2

Введите свой логин и пароль в соответствующие поля. Логин должен быть введен ТОЛЬКО строчными буквами. Пароль вводится с учетом регистра букв. Нажмите кнопку «Вход»(рис 1.3). В случае, если вы хотите, чтобы система запомнила вас как пользователя, поставьте галочку в чекбоксе «Запомнить логин».


Рис. 1.3

Если ввод логина и пароля сделан правильно, откроется главная страница СДО, а в правом верхнем углу будут отображены данные вашего профиля (рис. 1.4). Если при вводе логина или пароля вы допустили ошибку, система выдаст сообщение: «Неверный логин или пароль, попробуйте заново».


Рис. 1.4


2. Восстановление и изменение пароля

В случае, если вы забыли пароль для входа в СДО, обратитесь к администратору СДО Голубеву Евгению Владимировичу. Способы связи приведены в пункте «Регистрация и вход в систему» данной инструкции.

В случае необходимости изменения пароля выполните следующие действия:

  • выполните вход в СДО под старым паролем;
  • войдите в меню своего профиля, кликнув по нему в правом верхнем углу сайта, и выберите пункт «Настройки» (рис. 2.1);
  • выберите в списке «Учетная запись пользователя» пункт «Изменить пароль»;
  • введите текущий пароль, а затем введите новый пароль дважды;
  • нажмите кнопку «Сохранить» (рис. 2-2).


Рис. 2.1

Рис. 2.2

Пароль должен удовлетворять следующим условиям:

  • символов - не менее 8;
  • цифр - не менее 1;
  • строчных букв - не менее 1;
  • прописных букв - не менее 1;
  • символов, не являющихся буквами и цифрами - не менее 1.

Пример правильного пароля: aDmiN-05

Если вы забыли логин или пароль, кликните по ссылке «Забыли логин или пароль?» (рис. 1.3) и следуйте указаниям системы.

После входа в систему вам присваивается роль «Студент». Права, определенные для этой роли, позволяют вам получить доступ ко всем материалам курса, выполнять задания, общаться в форумах и чатах, если таковые организованы в рамках изучения курса, отправлять в качестве ответов на задания графические, аудио- и видеоматериалы. Данная роль не дает возможности изменять или удалять материалы курса.

3. Настройки электронного курса по дисциплине

После входа в СДО вы попадете на главную страницу системы. Далее нужно выбрать электронный курс, который Вы преподаете и настройки которого собираетесь изменить. Курсы распределены по категориям. Каждая категория - это название кафедры.Найдите название своего курса в списке «Курсы» и кликните по нему правой кнопкой мыши (рис. 3.1).


Рис. 3.1

После входа электронный курс будет доступен для настройки. Настройка курса уже проведена администратором системы, но если у Вас есть свои предпочтения по настройке, Вы можете ее изменить. Рассмотрим доступные нам настройки. Для этого кликнем во вкладке «Настройки» кликнем по пункту меню «Редактировать настройки» (рис. 3.2).


Рис. 3.2

Откроется окно «Редактировать настройки курса», которые сгруппированы в отдельные подкатегории (рис. 3.3). Каждая подкатегория может быть развернута. Для этого нужно кликнуть по ее названию. Если вы хотите развернуть все подкатегории - кликните по ссылке «Развернуть всё». В нашем примере развернута подкатегория «Общее».


Рис. 3.3

Для ознакомления с каждым пунктом подкатегории кликните по знаку вопроса слева от названия курса (рис. 3.4). Ознакомившись с каждым элементом настройки, вы можете изменить их на свое усмотрение. После изменения не забудьте сохранить свои настройки, нажав на кнопку «Сохранить и показать», расположенную внизу (рис. 3.3). Элементы настройки, выделенные красной звездочкой, обязательны для заполнения.


Рис. 3.4

Остановимся на некоторых важных элементах настройки.

«Категория курса». Этот элемент важен с точки зрения размещения курса в системе. В качестве категорий на сайте использованы названия кафедр. Преподаватель может вести дисциплины на нескольких кафедрах и иметь право создания нового курса в рамках каждой из них. Поэтому при создании нового курса необходимо из выпадающего списка категорий выбрать то название категории (кафедры), к которой будет относиться создаваемый курс (рис. 3.5).


Рис. 3.5

«Доступность». Этот параметр определяет, будет ли курс отображаться в списке курсов. Если установлено значение «Скрыть», то курс будет доступен только преподавателю, который его преподает и администратору. Студенты войти в такой курс не смогут. Это удобно, когда курс находится в стадии разработки.

«Максимальный размер загружаемого файла». По умолчанию система устанавливает размер в 20 Мб, что вполне достаточно для загрузки достаточного количества материалов студентом при выполнении заданий. Преподаватель может изменить это значение, однако, если выбрать маленькое значение, файлы, загружаемые студентом в систему и превышающие установленное значение, не будут загружены.

Все остальные настройки можно оставить по умолчанию.

4. Редактирование настроек элементов курса

4.1. Редактирование настроек элемента курса «Лекция»

Для входа в редактирование любого из элементов курса кликните по кнопке «Режим редактирования», расположенной вверху справа, или по ссылке «Режим редактирования» в блоке «Настройки» (рис. 4.1).


Рис. 4.1

Теперь у каждого из элементов курса появилась возможность его редактирования, о чем свидетельствуют ссылки «Редактировать», расположенные справа от каждого из элементов курса. Нам нужно настроить нашу лекцию, поэтому кликаем по ссылке «Редактировать», соответствующей элементу курса «Лекция» (рис. 4.2) и в выпадающем списке выбираем пункт «Редактировать настройки». Обратите внимание, что в этом же списке присутствует пункт меню «Скрыть». Кликнув по нему, преподаватель может скрыть любой из элементов курса, например, когда тот еще не готов и находится в стадии разработки.


Рис. 4.2

Откроется окно, похожее на ранее рассмотренный нами пример в разделе 3 и показанный на рис. 3.3 с разницей лишь в названии подкатегорий доступных настроек. Принцип работы с ними аналогичен описанному в разделе 3. Рассмотрим наиболее важные из настроек.

«Доступность» (рис. 4.3). Эта настройка позволяет установить интервалы времени, в течение которых лекция должна быть изучена студентом, а также лимит времени, в течение которого студент должен ее изучить. Можно защитить лекцию паролем. Активация этих настроек производится путем установки галочек в чекбоксы «Включить».


Рис. 4.3

«Контроль прохождения» (рис. 4.4). Эта настройка определяет, разрешать ли студентам повторное прохождение лекции, повторно отвечать на вопросы, если они содержатся в лекции, количество попыток прохождения лекции и т.д.


Рис. 4.4

«Оценка» (рис. 4.5). Это самая важная настройка. Если лекция внутри себя содержит вопросы, на которые студент должен дать ответ во время ее изучения, то работа с лекцией будет оценена системой по результатам, полученным за ответы на эти вопросы. Таким образом лекция будет являться оцениваемым элементом курса как, например, «Тест» или «Задание», и оценка, полученная за лекцию, будет занесена в электронный журнал. Такое положение вещей доставляет ряд неудобств как преподавателю, так и студенту. Перечислим основные из них:

  • необходимость прохождения лекции только в электронном виде, что не всегда удобно, особенно если лекция имеет большой объем материала;
  • установка лимита времени на изучение лекции может быть некорректна, поскольку скорость усвоения материала для каждого студента разная и может зависеть еще и от физических характеристик оборудования и сетевого подключения;
  • необходимость при изучении лекции постоянно находиться в сети Интернет у компьютера.

По умолчанию администратор системы настраивает все лекции как неоцениваемый элемент в составе курса, выбирая в выпадающем списке подкатегории «Оценка - Тип» пункт «Отсутствует» (рис. 4.5). В этом случае студент может свободно изучать лекцию как в электронном виде, так и скачав ее по ссылке «Скачать лекцию в формате MS Word» в любое удобное время и находясь в любом месте. Оценку за изученный материал он получает, пройдя тест или выполнив задания по материалу лекции, которые преподаватель размещает в структуре курса отдельными элементами. В случае, если преподаватель сочтет необходимым сделать лекцию оцениваемым элементом, он должен выбрать в выпадающем списке подкатегории «Оценка - Тип» пункты «Балл» или «Шкала», указав при этом тип используемой шкалы или максимальное количество баллов за лекцию. Проходной балл при этом можно не указывать.


Рис. 4.5

4.2. Редактирование настроек элемента курса «Тест»

Для того, чтобы настроить элемент курса «Тест», необходимо войти в его настройки аналогично способу, указанному выше на рис. 4.2, выбрав редактирование элемента «Тест». По аналогии с рассмотренным ранее элементом курса «Лекция» откроется окно настроек для элемента «Тест» (рис. 4.6).


Рис. 4.6

По умолчанию администратор системы настраивает все тесты исходя и следующих значений:

  • Ограничение времени на попытку - из расчета 1,5 - 2 минуты на один вопрос теста;
  • Начало и окончание тестирования - даты и сроки не определены;
  • Проходной балл - 4;
  • Количество попыток - 2;
  • Метод оценивания - баллы, полученные за последнюю попытку;
  • Каждый вопрос теста отображается на новой странице;
  • Случайный порядок ответов при каждой новой попытке;
  • Настройки просмотра - студент видит после прохождения теста статистику попытки, отзывы преподавателя, верно или неверно дан ответ на каждый вопрос. В случае неверного ответа на вопрос правильный ответ на него не отображается;
  • Десятичных знаков в оценках - 0;
  • Принудительная задержка между первой и второй попытками - 24 часа.

Преподаватель может изменить данные настройки по своему усмотрению. Рассмотрим наиболее важные из них:

«Общее» (рис. 4.7). Название теста - поле, обязательное для заполнения. Во вступлении можно дать любую информацию, касающуюся прохождения теста. Для того, чтобы она отображалась на странице курса, поставьте галочку в чекбоксе.


Рис. 4.7

«Синхронизация» (рис. 4.8). Эта настройка позволяет установить интервалы времени, в течение которых студент должен приступить к ответам на вопросы теста. Здесь также устанавливается лимит времени, в течение которого студент должен завершить работу с тестом, если он приступил к ответам на вопросы теста. Напомним, что ограничение времени на попытку, установленное администратором - из расчета 1,5 - 2 минуты на один вопрос, но преподаватель может изменить это время в ту или иную сторону, исходя из сложности вопросов и других соображений. Категорически не рекомендуется отключать эту настройку. Активация вышеуказанных настроек производится путем установки галочек в чекбоксы «Включить». Ограничение времени вводится вручную, а единица измерения времени (неделя, день, час и т.д.) выбирается из выпадающего списка. Если выбрать, к примеру, 24 часа, то система сама преобразует этот срок в 1 день, а 120 секунд - в 2 минуты.


Рис. 4.8

«Оценка» (рис. 4.9). Эта настройка позволяет установить проходной балл, количество попыток на прохождение теста, а также метод оценивания. В случае, если преподаватель устанавливает более двух попыток на прохождение теста, целесообразно устанавливать метод оценивания «Последняя попытка», чтобы студент понимал, что, получив положительную, но невысокую оценку за первую попытку и желая ее повысить, он рискует пройти тест в следующей попытке с результатом хуже предыдущего, и именно этот результат будет принят системой для выставления окончательной оценки.


Рис. 4.9

«Расположение» (рис. 4.10). Эта настройка позволяет установить, сколько вопросов при прохождении теста будет выводиться на страницу. По умолчанию установлено, что каждый вопрос выводится на отдельную страницу. Настройка «Метод навигации» позволяет установить, каким образом студент будет переходить от вопроса к вопросу при работе с тестом. Свободный метод позволяет переход между вопросами в любом порядке. При включении последовательного метода навигации студент должен пройти тест по порядку, он не может вернуться к предыдущим вопросам или посмотреть следующие.


Рис. 4.10

«Настройки просмотра» (рис. 4.11). Эта настройка позволяет установить, в каком виде студент будет видеть результаты прохождения теста. Настоятельно рекомендуем убирать галочки в чекбоксах «Правилен ли ответ» и «Правильный ответ» во всех четырех категориях. В этом случае студент будет видеть лишь полученную оценку за тест и отзывы, если они были заданы преподавателем. А вот информация о том, на какие вопросы он дал правильные ответы и какие ответы являются правильными в каждом вопросе, будет ему недоступна. В этом случае студент будет лишен возможности запоминать правильные ответы на вопросы теста и делиться этой информацией с другими студентами.


Рис. 4.11

На рис. 4.12 показан вариант отчета за пройденный тест, в котором настройки «Правилен ли ответ» и «Правильный ответ» отключены. Как видно из рисунка, ничто не выдает, верно или неверно студент ответил на вопрос. Квадраты с номерами вопросов в блоке «Навигация» имеют серый цвет, что также не дает никакой информации, на какой из этих вопросов был дан правильный ответ, а на какой - нет.


Рис. 4.12

На рис. 4.13 показан вариант отчета за пройденный тест, в котором настройки «Правилен ли ответ» и «Правильный ответ» включены. Как видно из рисунка, розовым цветом отмечены квадраты с номерами вопросов, ответы на которые неверны, а также неверные варианты ответов. Зеленым цветом отмечены верные ответы. За это отображение отвечает настройка «Правилен ли ответ». В желтом поле под вопросом, на который студент дал неверный ответ, вы видите вариант ответа, который является правильным. За его отображение отвечает настройка «Правильный ответ». Очевидно, что при такой форме отчета за пройденный тест студентам легко можно переписать верные ответы на вопросы теста и делиться ими с другими студентами.


Рис. 4.13

«Дополнительные ограничения на попытки» (рис. 4.14). Эта настройка позволяет установить условия, при кторых студент может пройти тест повторно. При этом настройка «Принудительная задержка между первой и второй попытками будет активна только в стучае, если количество попыток на прохождение теста равно двум, а настройка «Принудительная задержка между последующими попытками» будет активна, если количество попыток на прохождение теста три и более. Ограничение времени задержки вводится вручную, а единица измерения времени (неделя, день, час и т.д.) выбирается из выпадающего списка. Если выбрать, к примеру, 24 часа, то система сама преобразует этот срок в 1 день, а 120 секунд - в 2 минуты. Эти две настройки нужны для того, чтобы студент, пройдя тест на неудовлетворительную оценку, не мог сразу приступить ко второй попытке.

Настройка «Необходим пароль» позволяет приступать к повторным попыткам, если студенту известен пароль, который ввел преподаватель. Если такой пароль установлен, студент может запросить его у преподавателя и приступить к повторной попытке.

Настройка «Необходим сетевой адрес» может вызвать определенные трудности в использовании, так как требует от преподавателя некоторых навыков и знаний в области сетевых технологий, а также знания конкретных IP-адресов компьютеров. Она редко используется, но может быть очень полезна, когда нужно точно знать, на каком устройстве студент будет проходить тест. Предположим, вы хотите, чтобы студент прошел повторную попытку на компьютере, находящемся в компьютерном классе института, чтобы исключить возможную помощь ему со стороны. Тогда, указав сетевой IP-адрес этого компьютера в настройке, вы лишаете студента возможности прохождения теста на любом другом устройстве, т.к. при несовпадении IP-адреса, который является уникальным для каждого устройства, система просто не даст возможности на прохождение теста.

Очень интересная настройка Безопасность браузера«». Если выбрать «Полноэкранный режим с защитой JavaScript», то:

  • Тест запустится, только если в браузере студента будет включен JavaScript;
  • Тест откроется на весь экран в окне, которое будет расположено поверх других окон и не будет содержать элементы навигации, а это значит, что студент не сможет использовать какие-либо сторонние приложения, например, другие страницы браузера или приложения Microsoft Office;
  • Студенты не смогут использовать такие возможности, как копирование и вставка.


Рис. 4.14

4.3. Редактирование настроек элемента курса «Задание»

Для того, чтобы настроить элемент курса «Задание», необходимо войти в его настройки аналогично способу, указанному выше на рис. 4.2, выбрав редактирование элемента «Задание». По аналогии с рассмотренными ранее элементами курса «Лекция» и «Тест» откроется окно настроек для элемента «Задание» (рис. 4.15).


Рис. 4.15

Настройки «Общее» и «Доступно» устанавливаются по аналогии с такими же настройками элементов курса «Лекция» и «Тест».

Настройка «Типы представлений ответов» (рис. 4.16) позволяет установить типы представлений ответов (Ответ в виде текста и Ответ в виде файла), лимит слов (доступен, только если включен чекбокс Ответ в виде текста), максимальный размер файла (установлен на уровне 1 Мб и является максимальным для уровня «Элемент курса») и максимальное число загружаемых файлов (лучше установить количество не менее трех, поскольку современные объемы файлов часто могут превышать максимальный размер файла, допустимого к загрузке).

Если включена опция «Ответ в виде текста», то при выполнении элемента «Задание» у студента будет возможность ввода ответа в виде текста непосредственно в текстовое окно. Если опция выключена - будет доступно только окно для загрузки файла с ответом. Это же условие справедливо для опции «Ответ в виде файла».


Рис. 4.16

Настройка «Оценка» (рис. 4.17) позволяет установить параметры оценивания ответа. Их можно не менять и оставить по умолчанию, за исключением двух:

  • Максимальный балл - по умолчанию установлено значение «100». Так как оценка проводится по 10-бальной шкале, измените значение на «10»;
  • Проходной балл - можно не менять эту настройку и оставить по умолчанию значение «0», но если установить значение проходного балла, равное «4», что соответствует минимальному количеству для положительной оценки, то в электронном журнале оценки ниже 4 баллов будут выделены красным цветом как неудовлетворительные, а оценки от 4 и до 10-ти баллов включительно будут иметь зеленый цвет.
Не забудьте сохранить изменения, нажав кнопку «Сохранить и вернуться к курсу» или «Сохранить и показать». Остальные настройки можно не менять.


Рис. 4.17

4.4. Редактирование настроек элемента курса «Семинар»

Элемент курса «Семинар», пожалуй, самый сложный в организации и настройке. Если вы не уверены в своих силах, обратитесь за помощью в настройке и добавлении этого элемента в разрабатываемый курс к администратору системы, используя контактную информацию, указанную выше в разделе 1. Регистрация и вход в систему.

Рассмотрим настройки элемента курса «Семинар». Для этого справа от элемента «Семинар» кликнем по ссылке «Редактировать» и выберем пункт «Редактировать настройки» (рис. 4.18).


Рис. 4.18

В пункте настроек «Общее» вводим название семинара (обязательно) и введение (если необходимо) (рис. 4.19). Чекбокс «Отображать описание / вступление на странице курса» можно оставить выключенным.


Рис. 4.19

В пункте настроек «Параметры оценивания» измените значения в соответствии с 10-бальной шкалой оценивания как показано на рис. 4.20. В качестве стратегии оценивания оставьте значение «Совокупное оценивание».


Рис. 4.20

В пункте настроек «Параметры работы» введите инструкции для работы, в которых укажите, что необходимо делать студенту для того, чтобы представить свою работу для оценивания. Пример такой инструкции показан на рис. 4.21. Установите максимальное количество приложений к работе, которые студент может загрузить в систему, максимальный размер вложенного файла для загрузки и определите, можно ли разрешать представление работ студентом после крайнего срока, включив соответствующий чекбокс или оставив его выключенным.


Рис. 4.21

Работа на семинаре подразумевает оценивание студентом работ своих сокурсников. Количество этих работ устанавливает преподаватель. В пункте «Параметры оценки» преподаватель может дать инструкции по оценке этих работ. Пример такой инструкции дан на рис. 4.22. Настройку «Использовать самооценки» лучше оставить отключенной.


Рис. 4.22

В пункте настроек «Отзыв» оставьте все настройки по умолчанию, не меняя их. В качестве заключения напишите то, что бы вы хотели довести до студентов после завершения семинара (рис. 4.23). Эта информация будет доступна для них после того, как преподаватель выставит оценку за работу, представленную студентам (например, эссе или реферат), и оценку за оценивание студентом работ своих сокурсников.


Рис. 4.23

Если включен параметр «Использовать примеры» в пункте настроек «Примеры работ» (рис. 4.24), то студенты могут попробовать оценить один или несколько представленных примеров и сравнить свои оценки с рекомендуемыми оценками. Эти оценки не учитываются в оценке за оценивание.


Рис. 4.24

Пункт настроек «Доступность» (рис. 4.25) определяет фазу начала и конца представления работ, фазу начала и конца периода оценивания и позволяет осуществить переход между этими фазами автоматически, при устовии, что чекбокс «Переключить на следующий этап после истечения срока подачи работ» включен. Это важный пункт настроек, поэтому к нему нужно относиться с особым вниманием. Рассмотрим эти настройки подробнее.

После того, как преподаватель выполнит и сохранит все предварительные настройки семинара, он должен переключить его в фазу представления работ. Как это делается, рассмотрим позже. После перехода в эту фазу студенту будет доступна возможность загрузить файл своей готовой работы в систему. Настройки «Начало представления работ» и «Конец представления работ» будут определять тот период, в течение которого студент должен загрузить свою работу. Этот период может быть не установлен, тогда время окончания и начала предоставления работ определяет преподаватель.

Как только все работы студентами представлены или срок их представления истек, система автоматически переключит семинар в следующую фазу, называемую фазой оценивания (при устовии, что опция «Переключить на следующий этап после истечения срока подачи работ» включена). Если опция выключена, либо сроки не были установлены, преподаватель ДОЛЖЕН ВРУЧНУЮ переключить семинар в следующую фазу, иначе студенты не смогут оценивать работы своих сокурсников. Когда семинар переключился в фазу оценивания, преподаватель выставил оценки студентам, а студенты оценили работы своих сокурсников, семинар переходит в фазу оценивания оценок. Происходит это либо автоматически по истечении срока, указанного в настройке «Конец оценивания», либо вручную преподавателем, когда он видит, что все оценки выставлены и можно переходить к следующей фазе. Все эти действия мы рассмотрим позже.


Рис. 4.25

После того, как все настройки, рассмотренные выше, выполнены. Нажмите кнопку «Сохранить и показать» (рис. 4.26).


Рис. 4.26

Откроется окно состояния фаз семинара (рис. 4.27). Вы видите, что Фаза настройки выделена зеленым цветом. Это говорит о том, что семинар до сих пор находится в этой фазе и студенты пока не могут с ним работать. Зелеными галочками отмечены те настройки семинара, которые мы сделали выше, т.е.:

  • задали введение для семинара (рис. 4.19);
  • представили инструкции для работы (рис. 4.21);
  • представили инструкции по оцениванию работ сокурсников (рис. 4.22);
  • задали плановое распределение, установив даты начала и окончания представления работ (рис. 4.25);
  • написали заключение для семинара (рис. 4.23).

Нужно отметить, что если в настройках «Начало представления работ», «Конец представления работ», «Начало оценивания» и «Конец оценивания» не были активированы сроки, то на рис. 4.27 вы не увидите этих сроков в Фазе представления работ и в Фазе оценивания. Также будет отсутствовать пункт Задать плановое распределение. Фаза настройки еще не завершена, т.к. вы видите, что один из пунктов Редактировать форму оценки еще не выполнен. Кликнем по нему мышью.


Рис. 4.27

Откроется окно критериев оценки (рис. 4.28). Введите критерии, по которым студенты должны будут оценивать работы своих сокурсников. Пример таких критериев представлен на рисунке. Установите значение максимального балла, равное 10, вес равный 1. Введите не менее трех критериев. Если вы планируете использовать более пяти критериев, воспользуйтесь кнопкой «Добавить еще критерии - 2». Сохраните результаты, воспользовавшись кнопкой «Сохранить и закрыть».


Рис. 4.28

Вы увидите, что галочка напротив пункта Редактировать форму оценки стала зеленой (рис. 4.29). Фаза настройки теперь завершена. Переключите семинар в Фазу представления работ, кликнув мышью по изображению лампочки (рис. 4.29).


Рис. 4.29

В окне, представленном на рис. 4.30, нажмите кнопку «Продолжить».


Рис. 4.30

Вы видите, что теперь активна Фаза представления работ. Внизу расположены инструкции для работы и список студентов, записанных на данный семинар. Обратите внимание, что работы студентами еще не представлены, о чем свидетельствует столбец Работа в таблице (рис. 4.31). В активном столбце Фаза представления работ (выделен зеленым) не выполнен пункт Распределение работ. Этот пункт позволяет распределять работы для оценки между студентами, т.е. назначать рецензентов и рецензируемых из числа студентов. Пока не будут представлены все работы и столбец Работа в таблице не будет полностью заполнен работами студентов, пункт Распределение работ рекомендуем не трогать. Надо заметить, что студенты смогут представлять свои работы не ранее срока, указанного в пункте Начало представления работ:. В нашем примере это Четверг, 22 Декабрь 2016, 14:15. Если же сроки не были установлены в настройке «Доступность» (рис. 4.25), то студенты могут предоставлять свои работы сразу после того, как преподаватель переключит семинар в Фазу представления работ.


Рис. 4.31

Когда студенты представят свои работы, преподаватель может начинать их оценку. На рис. 4.32 представлена таблица, в которой вы видите, что в столбце Работа появились представленные студентами работы (рефераты). Каждую из них преподаватель должен оценить. Для этого ликните по названию работы Реферат 3.


Рис. 4.32

В открывшемся окне (рис. 4.33) вы видите представленный реферат, ФИО автора и время его представления. Кликните по названию работы и сохраните ее на свой компьютер для последующей проверки и оценивания. То же самое сделайте с остальными работами студентов.


Рис. 4.33

Если все работы представлены, переключите семинар в Фазу оценивания либо дождитесь, когда истечет срок действия Фазы представления работ, и система сама автоматически переключит семинар в следующую фазу, кликнув мышью по изображению лампочки (если не заданы сроки Открыто для оценивания с: ) или по изображению часов, когда такие сроки заданы (рис. 4.34).


Рис. 4.34

В окне, представленном на рис. 4.35, нажмите кнопку «Продолжить». Обратите внимание на то, что независимо от того, что вы переключили вы фазу вручную, если срок Открыто для оценивания с: Суббота, 24 Декабрь 2016, 19:15, указанный на рис. 4.34, еще не наступил, только вы как преподаватель сможете выставить оценки за работы студентов. Сами же студенты не смогут оценивать работы друг друга до наступления срока, когда оценивание будет открыто. Для того, чтобы открыть доступ для оценивания работ студентам, в пункте настроек «Доступность» (рис. 4.25) измените сроки в пункте «Начало оценивания» или отключите эту опцию, сняв галочку в чекбоксе.


Рис. 4.35

Нажав кнопку «Продолжить» в предыдущем окне, перемещаемся в окно Фаза оценивания, которая становится активной (зеленый фон) (рис. 4.36) и видим, что в таблице с работами студентов появились новые столбцы Полученные оценки и Данные оценки, которые пока пусты. В то же время красным крестом отмечен пункт Распределение работ. Распределение работ - это первое, что необходимо сделать. Кликните мышью по данному пункту.


Рис. 4.36

Откроется окно распределения работ на вкладке Ручное распределение (рис. 4.37). По центру в колонке вы видите список студентов-участников семинара. Справа из выпадающего списка можно выбрать рецензентов для участника, а слева - рецензируемых этим участником студентов. Однако ручное распределение не всегда удобно, особенно если студентов большое количество. Гораздо удобнее доверить функцию распределения самой системе и провести ее в автоматическом режиме, кликнув по вкладке Случайное распределение.


Рис. 4.37

Откроется вкладка Случайное распределение (рис. 4.38). Предположим, что вы ставите задачу каждому студенту-участнику семинара оценить две работы своих сокурсников. Кликните по выпадающему списку Количество рецензий и выберите их нужное количество. Если вы сделали распределение работ, но решили его изменить (уменьшить или увеличить количество оцениваемых работ, например), то прежде чем делать новое распределение, поставьте галочку в чекбоксе Удалить текущие распределения. Сохраните внесенные изменения, кликнув по кнопке «Сохранить».


Рис. 4.38

В следующем окне (рис. 4.39) вы увидите, как система распределила студентов для оценивания работ друг друга. В нашем примере шесть студентов. Каждый из них должен оценить две работы своих сокурсников и его работа должна получить оценки от двух сокарсников. Итого - 12 оцениваний и столько же случайно распределенных для оценивания работ. Нажмите кнопку «Продолжить».


Рис. 4.39

Система вернет вас в окно Случайное распределение. ВАЖНО! В этом окне НАЖМИТЕ КНОПКУ «ОТМЕНА»! (рис. 4.40). Не нажимайте кнопку «Сохранить», иначе система проведет повторное распределение работ и старое распределение суммируется с новым.


Рис. 4.40

Система возвратит вас в окно Фаза оценивания (рис. 4.41). Вы видите, что в столбцах Полученные оценки и Данные оценки появились фамилии студентов. У каждого студента теперь по два рецензента и два рецензируемого, поскольку во вкладке Случайное распределение вы установили количество оцениваемых работ для каждого студента равное двум (рис. 4.38). Также вы видите, что пункт Распределение работ отмечен зеленой галочкой, а не красным крестом, как это было до распределения работ. Фамилии студентов в столбцах Полученные оценки и Данные оценки имеют красный цвет. Это говорит о том, что еще не дано и не получено ни одной оценки за представленные работы. О том же свидетельствуют прочерки в столбцах слева от фамилий. Преподаватель может начинать оценивание работ (рефератов) студентов, которые он уже скачал на свой компьютер (рис. 4.33) и ознакомился с ними. Для оценивания кликните по ссылке Реферат 3.


Рис. 4.41

В открывшемся окне (рис. 4.42) вы видите, что студент Авраменко предоставил свой реферат (авраменко.doc), а его рецензенты Баровой и Бобко еще не оценивали его работу. Если вы не читали работу студента Авраменко, скачайте ее и ознакомьтесь. Если работа уже прочитана, приступайте к ее оцениванию, нажав кнопку «Оценить».


Рис. 4.42

Откроется окно оценивания работы (рис. 4.43). Обратите внимание, что оценки выставляются по критериям, которые вы как преподаватель задали еще в Фазе настройки (рис. 4.28). Выберите из выпадающих списков оценки по каждому критерию. При желании прокомментируйте их в полях «Комментарий». Сохраните оценки, нажав одну из кнопок сохранения внизу. Проделайте описанные выше операции со всеми рефератами студентов, оценив все представленные ими работы.


Рис. 4.43

После того, как преподаватель оценил все работы (рефераты) студентов, (а их в нашем примере шесть), в окне Фазы оценивания появятся оценки, выставленные им и ФИО преподавателя (рис. 4.44), отображаемые синим цветом. В столбце Фаза оценивания появилась зеленая галочка, указывающая на то, что шести работам даны оценки.


Рис. 4.44

Ниже выпадающего списка «Изменить...», отвечающего за количество выводимых элементов на странице, вы увидите колонку, в которой отображены работы, представленные для оценивания. Под каждой из работ появилась кнопка «Переоценить» (рис. 4.45). Выставив оценки, преподаватель в любой момент может внести в них свои коррективы. Для этого достаточно кликнуть по кнопке «Переоценить» и внести изменения в оценки по аналогии с оцениванием работы (рис. 4.43).


Рис. 4.45

После того, как преподаватель оценил работы всех студентов, а студенты оценили работы своих сокурсников, в окне Фаза оценивания в столбцах Полученные оценки и Данные оценки вы увидите, что все оценки теперь проставлены в соответствии с заданными параметрами распределения работ. (рис. 4.46). Из рисунка вы видите, что каждый студент получил оценки за свою работу от преподавателя и от двух своих сокурсников, а также сам оценил работы двух своих сокурсников. Об этом свидетельствует тот факт, что в в столбцах Полученные оценки и Данные оценки отсутствуют строки, отмеченные красным цветом, как это было в случае, когда работы еще не имели оценок (рис. 4.41).


Рис. 4.46

Семинар переходит в завершающую стадию. Преподаватель выставил оценки за работы студентов, студенты оценили указанное количество работ своих сокурсников. Если в столбце Фаза оценивания установлен срок окончания оценивания работ (рис. 4.47), то по достижении этого срока система автоматически переключит семинар в Фазу оценивания оценок. Если преподаватель видит, что все оценки проставлены, он может принудительно, не дожидаясь срока окончания Фазы оценивания переключить семинар в Фазу оценивания оценок, кликнув по изображению лампочки в столбце Фаза оценивания оценок.


Рис. 4.47

Система предупредит вас о том, что студенты после переключения семинара в следующую фазу уже не смогут редактировать свои работы и изменять оценки, которые они выставили за работы своих сокурсников (рис. 4.48). Вы как преподаватель можете изменить свои оценки и в следующей фазе. Нажмите кнопку «Продолжить» для перехода в Фазу оценивания оценок.


Рис. 4.48

Система откроет окно, в котором в таблице «Отчет об оценках семинара» появятся два новых столбца: Оценка за работу (из 10) и Баллы за оценивание (из 10) (рис 4.49). Эти столбцы пока имеют прочерки вместо оценок. Вам остается лишь нажать кнопку «Пересчет оценок», чтобы система автоматически вычислила баллы за работу (реферат) студента и за то, как он оценил работы своих сокурсников.


Рис. 4.49

После нажатия кнопки «Пересчет оценок» таблица «Отчет об оценках семинара» будет полностью заполнена оценками (рис. 4.50). В столбце Фаза оценивания оценок все галочки приобрели зеленый цвет (статус выполнения всех условий). Для того, чтобы студенты увидели оценки, полученные за работу на семинаре, его необходимо закрыть. Для этого кликните по изображению лампочки в столбце Закрыто.


Рис. 4.50

Система выдаст предупреждение, показанное на рис. 4.51. Нажмите кнопку «Продолжить» для завершения семинара.


Рис. 4.51

Откроется окно Фазы закрытия семинара (рис. 4.52). В нем отображено Заключение, которое преподаватель задал еще в Фазе настройки (рис. 4.23) и все оценки, полученные студентами и выставленные ими своим сокурсникам.


Рис. 4.52

Когда студент войдет в систему для того, чтобы посмотреть оценки, полученные за работу на семинаре, он увидит окно с двумя оценками: за работу (реферат) и за оценивание работ своих сокурсников (рис. 4.53). Обе эти оценки будут внесены в электронный журнал оценок.


Рис. 4.53

5. Работа с оценками и электронным журналом оценок

Оценивание разных элементов курса в СДО происходит автоматически или вручную. Автоматически оценки выставляются за элементы «Тест» (кроме вопросов типа Эссе, Краткий ответ и других, требующих предварительного прочтения преподавателем) и «Лекция» (если лекция содержит в себе вопросы, требующие ответа, и не относящиеся к типам вопросов, требующих предварительного прочтения преподавателем). Элементы курса «Задание» и «Семинар» требуют оценивания вручную, поскольку преподаватель должен сперва ознакомиться с работами, предоставленными студентами для оценивания, и лишь потом выставить за них оценки вручную. Надо сказать, что оценку за любой элемент курса, независимо от того, была она выставлена автоматически или вручную, можно корректировать в электронном журнале. Рассмотрим оценивание элемента курса «Задание». Для этого кликните по его названию в структуре курса (рис. 5.1).


Рис. 5.1

В открывшемся окне вы видите, что ответы представили шесть участников, и все они требуют оценки (рис. 5.2). Кликните по ссылке «Просмотр/оценка всех ответов».


Рис. 5.2

Для оценивания элемента «Задание» необходимо вначале ознакомиться с работами, предоставленными студентами для оценивания. Для этого скачайте эти работы, кликнув поочередно по их названиям в колонке «Ответ в виде файла» (рис. 5.3), сохранив их на свой компьютер для последующей проверки.


Рис. 5.3

После проверки работы студента вы можене выставить за нее оценку. Для этого снова войдите в окно оценивания задания, как описано выше. При необходимости введите комментарий к работе студента, а затем кликните по иконке оценивания в столбце «Оценка» (рис. 5.4).


Рис. 5.4

В открывшемся окне введите оценку в поле «Оценка из 10» и сохраните результат (рис. 5.5). При желании введите комментарий к работе.


Рис. 5.5

После этого в окне оценивания работ вы видите, что столбцы «Статус» и «Оценка» изменились (рис. 5.6). Появились проставленные преподавателем оценки, а статус имеет вид «Оценено». Преподаватель в любой момент может изменять оценки, кликнув по иконке оценивания или по ссылке «Редактировать».


Рис. 5.6

Порядок оценивания работ, предоставленных студентами при прохождении элемента «Семинар», мы рассматривали ранее (см. рис. 4.42, 4.43). Теперь рассмотрим работу с электронным журналом. Для этого в панели «Настройки» в меню «Управление курсом» выберите пункт «Оценки» (рис. 5.7).


Рис. 5.7

Система позволяет просматривать оценки студентов, используя несколько видов их просмотра. Рассмотрим каждый из них.

5.1. Вид просмотра «Отчет по оценкам»

Это развернутый вид просмотра. Здесь вы видите всех студентов и все оценки, полученные ими за все формы отчетности в рамках этого курса. Если в настройках каждого элемента курса преподаватель указал минимальный проходной балл, то оценки, равные и выше этого балла будут отображены зеленым цветом, а оценки ниже этого балла - красным (рис. 5.8). Буквы алфавита выше таблица позволяют выбирать студентов по начальным буквам имени и фамилии, отсортировывая нужный результат.


Рис. 5.8

5.2. Вид просмотра «Обзорный отчет»

Этот вид просмотра позволяет выбрать фамилию студента из выпадающего списка и посмотреть итоговые оценки (среднее арифметическое) по всем курсам, на которых обучается студент. Прочерк в столбце «Оценка» говорит о том, что студент еще не получил ни одной оценки по этому курсу. Выбрав в столбце «Название курса» какой-то конкретный курс, вы можете посмотреть все оценки, полученные при его изучении (рис. 5.9).


Рис. 5.9

5.3. Вид просмотра «Одиночный вид»

Этот вид просмотра позволяет выбрать оцениваемый элемент курса или конкретного студента для просмотра оценок (рис. 5.10).


Рис. 5.10

Выберем из списка элементов элемент «Задание» (рис. 5.11). Отобразится таблица со списком всех студентов курса и их оценок, полученных за элемент «Задание».


Рис. 5.11

Выберем из списка пользователей фамилию конкретного студента (рис. 5.12). Отобразится таблица со списком всех элементов курса, которые изучил студент и оценок, полученных за них.


Рис. 5.12

5.4. Вид просмотра «Отчет по пользователю»

Этот вид просмотра позволяет выбрать фамилию конкретного студента из списка для просмотра оценок, полученных им по всем элементам данного курса (рис. 5.13).


Рис. 5.13

6. Экспорт оценок из электронного журнала в файл

Оценки, выставленные в электронный журнал, преподаватель должен перенести в обычный журнал учебной группы, находящийся в деканате факультета. Для удобства переноса оценки можно экспортировать в файл, после чего распечатать. Рассмотрим пример экспорта оценок курса в файл Microsoft Office Excel. Мы не рекомендуем экспорт оценок в другие форматы из-за проблем конвертации и неудобства отображения информации. Для экспорта выберите в панели «Настройки» меню «Управление курсом» пункт «Оценки» (рис. 6.1).


Рис. 6.1

Далее выберите пункты меню «Экспорт» и «Таблица Excel» (рис. 6.2).


Рис. 6.2

В открывшемся окне поставьте или снимите галочки в чекбоксах тех элементов курса, оценки за которые вы хотите включить либо исключить при экспорте в файл. Нажмите кнопку «Скачать» (рис. 6.3).


Рис. 6.3

Сохраните экспортный файл на ваш компьютер. При его открытии Microsoft Office Excel может выдать сообщение (рис. 6.4). Нажмите кнопку «Нет».


Рис. 6.4

Оценки будут экспортированы в таблицу Excel (рис. 6.5). В зависимости от количества экспортируемых данных количество и наименование столбцов в таблице могут отличаться от приведенного на рисунке примера.


Рис. 6.5

7. Резервное копирование, восстановление и очистка курса

Для обеспечения сохранности данных система предусматривает возможность резервного копирования курса, а также его восстановления из резервной копии. Данные операции связаны с определенными сложностями и требуют внимательного выполнения. Ошибка, допущенная преподавателем в любой из настроек на этапе резервного копирования, может привести к тому, что нужные данные не будут сохранены в резервной копии. Поэтому настоятельно рекомендуем в случае необходимости проведения операций по резервному копированию и восстановлению курса обращаться за помощью к администратору системы. В противном случае преподаватель делает всё на свой страх и риск.

Очистка курса также является операцией, при некорректном выполнении которой возможна потеря важных данных. Поэтому эту операцию также рекомендуется проводить при помощи администратора системы.

8. Запись студентов на курс

Преподаватель при создании курса получает права, которые позволяют записывать студента на курс, а также исключать его из списков участников курса. Данная операция подразумевает назначение роли для каждого студента, записываемого на курс. Каждая роль (гость, студент, ассистент и т.д.) наделена определенными правами, позволяющими взаимодействовать с элементами и ресурсами курса. Некорректное назначение роли и прав может привести к тому, что курс будет подвержен несанкционированному изменению и даже удалению, а ответы на вопросы тестов могут стать известны другим участникам курса. Поэтому запись студентов на все курсы должна проводиться централизованно администратором системы.

Преподаватель при формировании учебной группы должен предоставить администратору системы следующие данные в электронном виде:

  • Курс;
  • Факультет обучения;
  • Специальность;
  • Форма получения образования;
  • Номер учебной группы;
  • Адрес электронной почты студента;
  • ФИО студента.

После этого администратор системы вводит данные студентов в систему, создавая персональный профиль для кождого студента с указанием логина и пароля. Персональные данные высылаются студенту на адрес его электронной почты либо доводятся иным удобным для него способом.

9. Обратная связь со студентами

Для организации обратной связи в рамках курса в СДО существует множество способов. По умолчанию в каждом курсе создан новостной форум, но создавать темы в нем может только преподаватель. Этот форум используется для доведения до студентов различной информации, которую преподаватель считает нужным сообщить студентам. Для общения всех участников курса преподаватель может добавить неограниченное количество форумов и чатов (рис. 9.1).


Рис. 9.1

Войдя в новостной форум, в колонке «Обсуждение» мы видим темы, созданные преподавателем (рис. 9.2). Также можно увидеть, кто автор темы, время последнего сообщения и количество ответов на эту тему. Значок в виде почтового конверта говорит о том, что вы подписаны на данную тему. Кликнув по этому значку, вы можете отказаться от подписки.


Рис. 9.2

После того, как студент кликнул мышью на названии темы, откроется окно с ее содержанием (рис. 9.3). Он может ознакомиться с ним, но вступить в обсуждение содержания темы студент не сможет. Для этого существуют форумы и чаты, создаваемые преподавателем для общения между всеми участниками курса.


Рис. 9.3

Форум для участников курса может иметь любое название, которое определяется преподавателем. Для просмотра тем форума войдите в него, кликнув мышью по его названию. В открывшемся окне вы увидите уже существующие темы обсуждения. Для создания собственной темы нажмите кнопку «Добавить новую тему» (рис. 9.4).


Рис. 9.4

В окне добавления новой темы впишите ее название и сообщение по теме. Эти поля являются обязательными для заполнения. Если вам необходимо прикрепить какой-нибудь файл, сделайте это, используя облась «Вложение», добавив файл с посощью кнопки «Добавить», либо перетащите файл мышью в область, выделенную пунктирной линией. После этого нажмите кнопку «Отправить в форум» (рис. 9.5).


Рис. 9.5

Ваша тема и сообщение появятся в общем списке тем (рис. 9.6). Для обсуждения любой из тем форума кликните по ссылке «Обсудить эту тему».


Рис. 9.6

Вы увидите окно, отображающее процесс обсуждения темы, представленный по древовидному принципу. Для добавления своего сообщения кликните по ссылке «Ответить» в области того сообщения, которое хотите обсудить (рис. 9.7).


Рис. 9.7

В качестве еще одной формы общения между участниками курса преподавателем может быть организован чат. Для входа в него кликните по его названию в структуре курса. Откроется окно приглашения в чат, в котором можно выбрать просмотр прошлых чат-сессий, а также увидеть пользователей, которые в данный момент активны. Кликните по ссылке «Войти в чат» (рис. 9.8).


Рис. 9.8

В поле слева от кнопки «Отправить» введите свое сообщение и нажмите на эту кнопку. Сообщение отобразится в окне, расположенном выше и будет доступно для прочтения другим участникам чата (рис. 9.9).


Рис. 9.9

Если есть необходимость отправить собеседнику персональное сообщение, которое не должно быть доступно для остальных участников обсуждения, в любом окне форума кликните на персональные данные того, кому хотите отправить сообщение (рис. 9.9).


Рис. 9.9

Система выдаст окно персонального профиля участника курса, в котором будет доступна подробная информация о пользователе, содержащая, как правило, способы связи с данным пользователем (Skype, e-mail, Веб-страница, номер телефона и т.д.). Однако стоит помнить о том, что пользователь вправе не указывать эти данные. Тогда для отправки ему сообщения воспользуйтесь кнопкой «Сообщение» (рис. 9.11). В открывшемся окне введите текст сообщения и нажмите кнопку «Отправить сообщение» (рис. 9.12).


Рис. 9.11


Рис. 9.12




© 2016 г. Учреждение образования
«Частный институт управления
и предпринимательства»
E-mail: imb@imb.by


Designed and developed
by Evgeniy Golubev
E-mail: ego_live@mail.ru
Skype: golubev-minsk